Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

«Знание истории помогает полюбить место, в котором ты живешь»: прогулка от Куйбышева до Декабристов с Полиной Ивановой

Михаил Волокитин, Полина Рашковская6 ноября 2020 3 768
2021-04-27T15:03:29.280000+00:00
«Знание истории помогает полюбить место, в котором ты живешь»: прогулка от Куйбышева до Декабристов с Полиной Ивановой
Популяризатор истории архитектуры о том, что с царских времен спрятано рядом с парком Павлика Морозова

Полина Иванова, архитектор и директор арх-группы PODELNIKI, защищает старинные здания в Екатеринбурге и водит экскурсии по важным историческим местам. На прогулке она рассказала, почему на общественном транспорте сложно уехать из центра. Объяснила, как история помогает полюбить городское пространство и приносить прибыль. А также показала, где на улице Луначарского находится самая большая площадь, о которой мало кто знает.

Опыт съемных квартир при покупке собственной    

Родилась я в Тюмени, а в Екатеринбург переехала только в 2002-м году, когда поступила в Архитектурную академию. При этом новый город быстро стал для меня хорошо знакомым: я часто меняла съемные квартиры и только за время студенчества успела пожить в четырех районах — в Юго-Западном, на ВИЗе, рядом с железнодорожным вокзалом и на Ботанике. Приезжая в новое место, мне было интересно его исследовать: изучать его архитектуру, устройство, историю. Так, например, я узнала, что у вокзала мало магазинов с продуктами, но много меховых и ювелирных, что Юго-Западный — один из новейших модернистских районов с огромными пешеходными зонами и замечательным озеленением, а Верх-Исетский, наоборот, практический самый старый район с обилием дореволюционных построек.

Я остановилась на «сталинке» конца советского ампира рядом с парком Павлика Морозова

Увлечение историей впоследствии привело меня к активизму: я стала защищать старые здания, приводить их в порядок и рассказывать о них людям. Например, с 2012-го года мы занимаемся Белой Башней на Уралмаше, водим туда экскурсии, готовим к дальнейшей реставрации. Опыт съема квартиры в разных районах помог при выборе собственного жилья: я поняла, что для меня важна доступная инфраструктура с обилием магазинов и заведений, а также возможность добираться пешком до работы, поэтому и стала мечтать о квартире в центре. Так было до тех пор, пока не осознала, раз я городской активист и защищаю исторически важные здания, то логично, что и себе должна покупать квартиру в таком же старом доме. Мне будет интересно общаться с соседями, заниматься ремонтом и просвещением, а еще приятно жить в той среде, которую я очень люблю.   

В  2019-м году я, наконец, начала искать такое место: смотрела квартиры в деревянных особняках, до сих пор являющихся жилыми домами, в Городке Чекистов, где хозяева не согласились на сделку по ипотеке, и в итоге остановилась на «сталинке» конца советского ампира рядом с парком Павлика Морозова. Квартира меня очень впечатлила. В ней были старинная отделка, оригинальные окна и старые межкомнатные двери с прекрасными ручками. При этом дом не признан памятником архитектуры, поэтому в нем проще провести капитальный ремонт. Его за несколько лет до того, как я сюда въехала, как раз и сделали, поменяв все сети. Когда многоквартирное здание, наоборот, считается памятником, там проводится не просто капремонт, а реставрация, что стоит гораздо дороже.

То, чего нет на карте, но есть в городе

Моя «сталинка» расположена на севере исторической Сенной площади — огромного квадрата между современными улицами Декабристов, Куйбышева, Луначарского и Белинского. На этой территория во времена царской России торговали сеном и лошадьми, а в период СССР из нее решили сделать большой жилой район ― по краям застроить его многоквартирными домами, а в центре обустроить парк имени Павлика Морозова. Все здания, в итоге, слились в единый ансамбль с двумя учебными заведениями по углам ― на пересечении Луначарского и  Белинского построили Техникум Работников Советской Торговли, сегодня превратившийся в офисное здание, а на углу Луначарского и Куйбышева появилась школа на тысячу мест, которая затем превратилась в один из корпусов УрФУ.

В итоге, после окончания застройки Сенная площадь стала советским  Академическим: во-первых, по тем меркам она была достаточно далеко от центра, а во-вторых, считалась самостоятельным местом с независимой инфраструктурой. Также в районе построили много прекрасных зданий в разном архитектурном стиле. Например, тот же Техникум Работникам Торговли  — конструктивистский дом с большими внутренними залами, историческими окнами и глубоким двором, он, кстати, до сих пор открыт, как и многие другие на бывшей Сенной площади.

Однако многие дома тут не признаны памятниками архитектуры, так что если предположить, что владельцы этого же Техникума захотят построить вместо него 25-ти этажный дом, им ничто не помешает. На самом же деле этот район можно справедливо сравнить с Городком Чекистов. В квадрате улиц Декабристов, Куйбышева, Луначарского и Белинского есть такой же архитектурный комплекс, просто стоит он не в центре и не такой многоэтажный. Так что об этой застройке нужно чаще рассказывать, чем я обязательно займусь более плотно и познакомлюсь, объединюсь с жителями, начну просвещать и их, и других горожан.

Кафе, рестораны и парикмахерские с целым миром внутри  

В ноябре прошлого года мы с арх-группой PODELNIKI и Музеем истории Екатеринбурга делали выставку «Атлас Сенной», отмечая тем самым девяностолетие с момента начала застройки площади. Тогда было холодно, и мы решили разместить экспозиции не на улице, а внутри разных заведений, которых в этом районе, как выяснилось, очень много. Некоторые из хозяев сначала не понимали, чего мы от них хотим, но все равно были расположены к разговору и впоследствии согласились выставить экспонаты. В результате, получилось двенадцать разных экскурсионных точек вокруг Сенной площади — несколько баров, кафе, кальянных и даже одна парикмахерская, внутри которых мы поставили информационные стенды с фотографиями. 

Мы водили экскурсии, рассказывали про здания, бегали по холоду, а затем заходили внутрь них, смотрели выставку и шли дальше. Гости, в конце концов, остались очень довольными, также как и владельцы заведений. Им было приятно и удивительно, что в какой-то момент забегали двадцать человек, что-то увлеченно слушали, а потом обращались: «Как здорово, что вы здесь находитесь, что в таком доме стрижете людей, это так интересно!».

Несмотря на обилие разных заведений вокруг, теперь я понимаю, что здесь не хватает спортивных центров и не очень удобная транспортная развязка. Сенная вроде бы и в самом центре, но до улицы Ленина, к примеру, пешком все равно далековато идти. Пусть остановок рядом и много ― одна на перекрестке Луначарского-Куйбышева, другая на Белинского, ― но каждая ведет в разные места, поэтому нужно разбираться, когда едешь куда-то впервые. Другое дело, например, в отдаленных районах ― там с одной трамвайной остановки на разных маршрутах доберешься, куда хочешь. Впрочем, с каждым днем мне все больше кажется, что центр все равно смещается. Год назад рядом с Сенной прошла Уральская индустриальная биеннале современного искусства на Оптико-Механическом заводе, сейчас развивается ЦПКиО ― все это привлекает людей и, на мой взгляд, будет способствовать появлению новых точек притяжения. 

Спрятанные казармы и прибыльная история 

Еще одна точка, которая меня радует на месте бывшей Сенной площади, — парк Павлика Морозова. Кто-то его критикует за обилие спортивных снарядов, но, во-первых, здесь есть разделение на «громкие» и «тихие» зоны, так что можно спокойно отдохнуть всем, а во-вторых, он исторически формировался, как пространсто для активного отдыха. Тут всегда были спортивные площадки, сцены для выступлений, а в раннем Советском Союзе в нем проводили мероприятия клубы местных жильцов. Парки сами по себе бывают разные: одни могут выступать в качестве заповедников, и человек в них только аккуратно ходит по специальным дорожкам, в других можно валяться на газонах, ползать по деревьям и играть. Парк Павлика Морозова как раз относится ко второму типу и прекрасно выполняет свою функцию.

Если подняться от него по улице Народной Воли, то можно дойти до еще одного знакового места ― Метеогорки. Это очень любопытное пространство, с которого открывается  вид на город и самое высокое сооружение Екатеринбурга ― Свердловскую телебашню. Правда, Метеогорка словно «сирота» нашего города, она находится в очень плохом состоянии, там все заросло, всюду мусор и маргинальные посетители, а ухаживать за ней некому. Но, на мой взгляд, если объявить там субботник, многие  горожане придут на уборку.

Между Метеогоркой и парком Павлика Морозова находится военная часть ― Оровайские казармы, которые мы встречаем на Луначарского. Кстати, эти здания ― одни из немногих дореволюционных, которые эксплуатируются  по назначению. Сначала там размещались армия Российской Империи, потом Советского Союза, а сейчас Российской Федерации. Помимо прекрасного исторического облика у них есть огромная территория, она полностью закрыта от посторонних и туда невозможно попасть. 

Кроме отсутствия каких-либо сквозных переулков, в квадрате улиц Луначарского, Куйбышева, Белинского и Декабристов сегодня ничего не говорит нам о том, что девяносто лет назад здесь была Сенная площадь. Я, конечно, не предлагаю снести все построенное и оставить площадь такой, какая она была давно. На ее месте сейчас построен интересный архитектурный комплекс, и сама история просто не должна поворачиваться вспять. Но важно, чтобы о ней помнили люди. Знание истории лучше всего помогает полюбить место, в котором ты живешь. Можно рассказывать о ней гостям и даже выгоднее капитализировать здания. Например, возвращаясь к Техникуму Торговли, если арендаторы поймут, что они работают в уникальном месте, а не в обычном бизнес-центре, каких огромное множество, тогда и спрос на офис может увеличиться. 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#город#личный опыт
городличный опыт
Сейчас обсуждают
Аноним
28 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru