Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
НовостройкиВторичнаяГород

Уплотнение: впихнуть невпихуемое

Юлия Судакова15 апреля 2019 21 543
2019-05-08T14:39:38.227000+00:00
Уплотнение: впихнуть невпихуемое
Застройки застроенного, возможно, не избежать. Но можно ли так уплотнить город, чтобы от этого всем стало лучше? Как ни странно, но рецепт есть

ЦИАН.Журнал уже неоднократно писал об уплотнительной застройке. Помните истории с 47-48 кварталами Кунцева, с Цандера, 7, с Вересковой 1/1, с 5-м Донским проездом, с Мичуринским проспектом, 30Б? А Алексеевский район, где количество новостроек на маленьком клочке земли уже превысило все самые страшные ожидания местных жителей?

Людей становится больше, город должен развиваться, москвичи просят о переезде по реновации и нужны новые дома, объясняют власти очередную высотку на месте дворового пятачка. Мы решили разобраться, чем, в самом деле, руководствуются власти Москвы, продолжая уплотнять и без того самый густонаселенный город.

Мы представляем несколько мнений в пользу уплотнения городов. Важный нюанс: правильного уплотнения.

Smart-застройка

Яна Голубева – архитектор-урбанист, директор международного архитектурно-планировочного бюро MLA+.

«Город, в котором мы живем, во многом сформирован застройкой 19 века, и в большей мере – 20 века. В основном, это утилитарная, массовая застройка. Сегодня громко говорят о необходимости замены зданий хрущевского периода, но совсем скоро мы вспомним о брежневском периоде и так далее. Наш город начнет «разваливаться» более быстрыми темпами, чем мы сможем отреагировать», – прогнозирует Голубева.

«Продолжая вкладывать ресурсы в развитие новых территорий, оставляя без должных инвестиций уже застроенные, город загоняет себя в ловушку, из которой не сможет выбраться». 

Яна Голубевадиректор международного архитектурно-планировочного бюро MLA+ 

По мнению архитектора, застроенные территории требуют инвестиций в улучшение качества среды, в обновление инфраструктуры, в повышение разнообразия функционального микса и в оздоровление территорий. Многие из этих задач могут быть решены только за счёт умного размещения новой застройки, считает собеседница ЦИАН.Журнала.

Если уплотнение грамотное (это ключевой момент, и мы к нему еще вернемся), плюсы есть. К примеру, большее количество людей смогут жить ближе к работе. Можно более эффективно использовать скоростной общественный транспорт и отказаться от автомобилей в городе (природа будет благодарна). Это, в свою очередь, высвободит значительные территории для альтернативной мобильности, а альтернативная мобильность (пешком, на велосипеде) положительно сказывается на здоровье населения.

Кроме того, к достоинствам плотного компактного города эксперт относит сохранение пригородных сельскохозяйственных и рекреационных земель; уменьшение расходов на создание и обслуживание инфраструктуры, а также более простой доступ к ней горожан; рост доходов муниципалитетов вследствие увеличения плотности населения и экономической активности. Кроме того, архитектор назвала расширение предложения разных типов жилья для разных групп населения, создание условий для социальной интеграции, уменьшение риска деградации и геттоизации. Последним плюсом Голубева указала стимулирование процессов ревитализации деградирующих районов.

Город идет за экономикой

Рубен Аракелян – архитектор, руководитель архитектурного бюро Wall, получающего от мэрии многочисленные заказы (наземный павильон станции «Технопарк» на территории ЗИЛ, многострадальный проект ТПУ на Павелецкой площади, павильон ВДНХ).

В интервью для «Инвест-Форсайт» Аракелян объяснил, что городская архитектура во многом связана с развитием экономики: широкие проспекты и ампир были актуальны при плановой экономике СССР, но сейчас экономика сменила вектор развития, поэтому и городская архитектура столкнулась с вызовом урбанизации. Все стало развиваться стремительнее, инвестиции потекли широкой рекой, жить и работать в Москву стали приезжать со всей России. Модель города пришлось перекраивать.

В том самом интервью Аракелян говорил о необходимости соблюдения баланса между жильем, общественными зонами (парками, бульварами) и объектами инфраструктуры – это называется смешанное использование территории.

«Есть ленд-девелопмент, когда реконструируемая территория делится на острова, и те отдаются разным девелоперам. Каждый реализует проект на своей территории – это гарантия качественной, мультипликационной среды».

Рубен Аракелянруководитель архитектурного бюро Wall 

Но многие промзоны застройщики получают полностью: например, завод «Серп и молот» застраивает «ДонСтрой», а ЗИЛ – «ЛСР групп». Когда территория уходит одному-единственному подрядчику, это проще, но «есть риск того, что девелопер изменит сбалансированность застройки, будет под себя подстраивать долю жилья, сделает ее больше, меньше», объясняет Аракелян.

Строительство ЖК ЗИЛАРТ  

В том же интервью архитектор объяснил свою позицию насчет самых спорных моментов: высотности и инсоляции. По его словам, нормы инсоляции были приняты в далекой эпохе СССР, когда недостатка в территориях не было. Сейчас, говорит архитектор, ограничены и ресурсы, и инвестиции, и сроки. Нормы инсоляции актуальны для тех, кто постоянно находится дома, но большинство жителей Москвы теперь дома только ночуют, а значит, и норма требует пересмотра.

«Нормы, требующие ставить дома на 100 метров друг от друга, уже не работают, потому что (в случае ЗИЛа, например), предполагается более высокая плотность: должно быть много рабочих мест, а это экономика города, это налоги. Если плотность уменьшается, количество рабочих мест падает, налоги падают, экономика не работает, а город Москва вынужден на себя очень много тратить, потому что у него гигантская территория». 

Рубен Аракелянруководитель архитектурного бюро Wall

Как правильно уплотняться

Прочитав все вышесказанное, жители упомянутых в начале статьи Кунцева, Цандера, Вересковой и прочих проблемных точек, скорее всего, не согласятся. Мягко говоря. Потому что есть адекватное уплотнение и есть, увы, то, что происходит в действительности. Это то самое выражение, которое до дыр затерли СМИ в статьях о градостроительной политике – «гладко было на бумаге, да забыли про овраги».

Архитектор Яна Голубева объяснила ЦИАН.Журналу, каким должно быть идеальное уплотнение.

идеальное уплотнение
  1. Уплотнение должно решать имеющиеся у территории проблемы, а не усугублять их. 
  2. Уплотнение должно предоставлять альтернативные модели проживания, новые места для работы и отдыха, объекты социальной инфраструктуры. 
  3. Уплотнение должно соотноситься со сложившимся морфотипом среды, а не грубо врываться, становясь диссонирующим объектом. 
  4. Уплотнение должно работать с негативными характеристиками территории (например, ликвидировать барьеры). 
  5. За счет уплотнения должно формироваться новое качество среды: активные улицы, связанные зеленые набережные и парковые системы. 
  6. При уплотнении застройки должен уплотняться и уличный каркас – новые улицы должны связать разорванные части города. 
  7. Точечное уплотнение должно формироваться по комплексному плану, четко определяющему стратегию развития всего района в целом.

От себя мы бы добавили необходимость честного проведения публичных слушаний с учетом мнения реальных жителей района и в особенности жителей тех домов, во дворах которых планируется строительство. Необходимо соблюдение законов и, в частности, данное 40-й статьей Конституции право на комфортное жилье.

Фото: Игорь Порхомовский

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#вторичка#город#новостройка
вторичкагородновостройка
Сейчас обсуждают
Аноним
29 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru