Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

«Человек с киноаппаратом»: прогулка по окрестностям НГТУ с Никитой Гетто

Антон Митько, Виталий Эйгерис8 января 2021 4 277
2021-04-27T17:32:01.090000+00:00
«Человек с киноаппаратом»: прогулка по окрестностям НГТУ с Никитой Гетто
Один из самых востребованных операторов города — о нюансах профессии в провинции, образе Новосибирска через объектив камеры и опыте съемок кино в Сибири

На любой город можно смотреть с разных точек зрения. Пилот самолета увидит его одним, а архитектор — совершенно другим. А каким предстает наш Новосибирск, если взглянуть на него через объектив камеры? Оператор-постановщик Никита Гетто видел его под таким углом не раз. Он больше десяти лет занимается видеопродакшеном в сфере рекламы и корпоративного кино, а недавно поучаствовал в съемках полнометражного художественного фильма, которые проходили в Сибири. Мы прогулялись с Никитой по местам, которые он впервые увидел, когда переехал в Новосибирск из Красноярского края, и поговорили о специфике нашего города, его уникальных местах и неоднозначном взгляде на него в современной рекламе.

Раскадровка: из пригорода Красноярска в Новосибирск

Первое, что я увидел в Новосибирске, помимо железнодорожного вокзала, был НГТУ. Я родился в небольшом городе Сосновоборске, пригороде Красноярска. Это классическое промышленной поселение с уже разорившимся крупным заводом автоприцепов, который раньше был градообразующим предприятием. 

Там я прожил до окончания школы, и затем встал вопрос поступления в вуз. На тот момент я уже понимал, чем хотел бы заниматься — стать видеооператором. Но психология человека из маленького провинциального городка и культурный уровень не позволили мне сразу штурмовать такие высоты, как, например, ВГИК. Поэтому я стал искать более доступные варианты.

Несмотря на то, что я критично отозвался об уровне своей культуры, он все-таки был выше, чем у большинства сверстников на малой родине. За это хотелось бы сказать спасибо родителям. Они открывали для меня все возможные варианты для развития: я ходил в музыкальную школу, занимался иностранными языками, они поощряли мой интерес к кино и первые попытки съемки видео еще на VHS-камеру. Кроме того, я от природы был усидчивым и прилежным ребенком. В итоге в старших классах родители меня поддержали в желании стать оператором.

В те годы открылся местный филиал телеканала MTV, который также нашел свой дом в стенах НГТУ. Его тесное помещение располагало к таким же тесным связям, и там бурлила настоящая студенческая жизнь

Вариант с высшим образованием в Красноярске отпал сразу. Родители мне сказали, что помогут в любых моих стремлениях, но хотят, чтобы я нашел себя и жил в иной среде. Тогда я стал искать вуз с нужными мне профилями в других сибирских городах. И нашел его в Новосибирске. В те годы у меня были завышенные представления об этом городе. Я думал, что это настоящая столица со всеми ее признаками. Но как только я оказался в Новосибирске, этот образ с реальностью не совпал.  

Камера: учеба в НГТУ и студенческая жизнь

В общем, я поступил в НГТУ на физико-технический факультет по специальности кинооператорство. В первые пару лет обучения большую часть своего времени я проводил в самом НГТУ и его окрестностях. Жил я в общежитии, через дорогу от главного корпуса вуза. Когда мы с соседями зашли в общагу, то увидели абсолютно пустую комнату — пришлось самим обустраивать быт. 

Я уже очень давно не ем мяса, и было везением, что в студенческой столовой, которая располагалась в здании общежития, продавались рыбные пельмени. Особенно они были вкусны в морозный зимний день после лыж на физкультуре.

С самого начала обучения меня настораживало наличие такой творческой дисциплины, как кинооператорство в техническом вузе — она выглядела несколько инородно. Это опасение подтвердилось: учеба была вялотекущей, не очень интересной и не включала в себя самое главное для профессии — постоянную практику. Что говорить, если до конца пятого курса из 18 моих одногруппников доучились лишь пять человек — я и четыре девочки, три из которых вряд ли держали в руках камеру. 

Одним из самых ценных опытов за это время я бы назвал мою работу в вузовской газете «Энергия». Именно там я познакомился с большей частью моих нынешних друзей и близких знакомых. Еще в те годы открылся местный филиал телеканала MTV, и мы в стенах НГТУ делали для них одну студенческую передачу. Небольшое помещение располагало к тесным связям, и там бурлила настоящая студенческая жизнь.

А еще не разочароваться в выбранном пути и найти желаемую практику мне помог мой мастер Владимир Ильич Пономарев. Он не хотел, чтобы я попросту просиживал штаны и порекомендовал меня на ГТРК, где всегда была серьезная с точки зрения аппаратуры студия. Нужно понимать контекст того времени: такого выбора видеопродакшенов, какой появился в последние 5-7 лет, тогда не было. Существовало местное телевидение, и оно, фактически, было венцом моей профессии в городе.

В итоге, я проработал оператором на ГТРК до окончания вуза. Сейчас я понимаю, что в плане разнообразия профессионального, операторского опыта, работа на ТВ дает мало. Это либо репортажи, либо интервью. Но мне все равно нравилось, ведь там бывали удивительные сюжеты. А еще я знакомился с разными интересными людьми, о которых снимались репортажи. В первую очередь, как и сегодня, меня интересовала сфера культуры и ее представители.

После окончания учебы у меня была возможность спокойно продолжить работу на ГТРК. Но я решил взять паузу и подумать, как я вижу себя в профессии. Этот творческий отпуск я провел оригинально — сам пошел в военкомат и попросил взять меня в армию. Пройдя медицинские обследования и подготовив документы, я отправился служить в войска спецсвязи ФСО в Уссурийский край. Там я был водителем на ЗИЛе-131. Служба прошла ровно, без эксцессов. 

Мотор: профессиональная деятельность и фриланс

Один из моих близких вузовских приятелей, Сергей Чуев, после окончания НГТУ устроился работать оператором в только открывшуюся на тот момент в Новосибирске кинокомпанию «Картина мира». Она появлялась приблизительно в 2010-м году после раскола компании LBL и набирала в свои ряды молодых специалистов. Сергей постоянно рекомендовал меня руководству «Картины мира» как очень талантливого оператора. За это ему я всегда буду благодарен, хоть в действительности опыта съемок, помимо репортажей на ГТРК, у меня и не было.

В итоге в мою воинскую часть в Уссурийске пришло письмо от директора кинокомпании «Картина мира» Бориса Мамлина с приглашением на работу. Когда я зашел на сайт компании, то был в полном восторге, потому что ничего подобного в плане корпоративного кино в России не видел. Особенно мне понравился один фильм. Как оказалось впоследствии, его сделала моя будущая супруга Надя. Поняв, какие цели ставят в этой компании, я сразу захотел быть ее частью.

В «Картине мира» я отработал столько же, сколько на ГТРК — два года. За это время я научился множеству новых приемов и узнал различные секреты операторского искусства. Я ездил в интересные и зачастую труднодоступные точки нашей страны и за границу, познакомился с еще большим количеством неординарных людей по обе стороны камеры. И, конечно, там я нашел свою любовь и спутницу жизни.

Когда мы с женой уходили из «Картины мира», мы отправлялись в свободное плавание. На тот момент у нас были амбиции строить свой собственный видеопродакшн «Мотор!». Мы попробовали заниматься созданием полноценных проектов в сфере корпоративного кино. Но вскоре эта деятельность сошла нет, потому что мы поняли, что каждому из нас нужно другое. У Нади появились собственные интересы, а я все больше хотел именно снимать. Заниматься же сопутствующей организационной деятельностью для меня было малоинтересным занятием.

Я стараюсь жить как можно ближе к центру — хотя бы там, где недалеко от дома есть станция метро. Это единственный общественный транспорт, которым я могу пользоваться

В итоге я пришел к тому, что сейчас как фрилансер являюсь только оператором, сотрудничаю с разными командами и продакшенами и очень рад, что все так сложилось. В нашем городе, да и в профессии в целом, осталось не так много людей с таким подходом. Намного больше сейчас так называемых видеографов, которые берутся за небольшие проекты — от съемки свадеб до отчетных корпоративных мероприятий — и в одиночку делают на них всю работу по созданию видеороликов.

Смена фокуса: места жительства и минусы города

После того, как я вернулся из армии, я нашел себе квартиру на улице 1905-го года. Рядом находится Нарымский сквер, и с тех пор я очень люблю его. Это одна из немногих больших зеленых зон почти в центре города. Помню, что всегда испытывал очень приятные чувства, когда летним утром выходил из дома, чтобы поехать на метро на работу, и шел через этот сквер: яркое солнце, птицы и белки, пенсионеры, делающие зарядку, дети, играющие на траве.

Затем я переехал в маленькую квартиру в доме на пересечении улицы Фрунзе и Красного проспекта. У нас в Сосновоборске такие жилые помещения назывались «малосемейки». Там были какие-то совсем крохотные площади, но тогда я еще снимал ее один, и такая компактность меня устраивала. Тем более, это самый центр города, и прелесть локации была именно в том, что выходя из дома, я оказывался в самом сердце Новосибирска, где все находится в пешей доступности. 

Зимой прогулки по городу превращаются в неприятный квест из-за снега, от которого совершенно не чистят улицы. Я, пожалуй, никогда не встречал другого города, где настолько плохо убирают снег

С тех пор я стараюсь жить как можно ближе к центру — хотя бы там, где недалеко от дома есть станция метро. Это единственный общественный транспорт, которым я могу пользоваться. Хотя чаще всего я езжу на автомобиле — по работе приходится постоянно возить огромное количество оборудования. Наземный транспорт не люблю, он вызывает у меня отторжение. 

Последние годы мы с семьей жили в районе улицы Кропоткина, а недавно переехали в дом на улице Овражной. В первую очередь это продиктовано тем, что наша старшая дочь учится там в школе номер 17. Казалось бы, можно найти какую-то другую гимназию, но это уникальное учебное заведение, и больше таких за Уралом вообще не найти. На базе 17-й школы работает Школа развития индивидуальности «Росток». Это мог бы быть отдельный рассказ, но если описать вкратце, то эта школа предоставляет учащимся больше, чем просто знания. «Росток» дает возможности дополнительного образования в интересующих учеников сферах и развития детей, как личностей. 

Если коснуться темы того, что в Новосибирске мне категорически не нравится, то я отметил бы следующие минусы. Он абсолютно не приспособлен для прогулок, особенно с коляской. Я это испытал на себе, когда мы гуляли с нашим маленьким ребенком по району, где живем. Зимой такие прогулки превращались в какой-то неприятный квест из-за снега, от которого совершенно не чистят улицы. Я много путешествую в связи с работой и, пожалуй, никогда не встречал другого города, где настолько плохо убирают снег.

Общий план: любимые места и образ Новосибирска

Мои любимые места в Новосибирске — это, конечно, те локации, с которыми у меня что-то связано. Возле них я либо жил, либо в них работал, либо там отдыхал и продолжаю это делать сегодня. То есть, это очень конкретные места, к которым я испытываю чувство личной сопричастности.

К таким достопримечательностям относятся Оперный театр и филармония. Кто-то скажет, учитывая мою мысль выше: «Назвал самые попсовые места города». Но две эти локации для меня не просто красивые здания и даже не учреждения, где можно насладиться искусством. По работе я не раз видел изнутри, как это искусство создается. Я много лет снимал различные материалы и выступления для НОВАТа. А в филармонии и ГКЗ имени А. М. Каца я каждый год участвую не просто в съемках, а в создании целого документального цикла о Транссибирском арт-фестивале.

О последнем хотелось бы рассказать отдельно. Не люблю разбрасываться громкими эпитетами, но как и в случае со школой «Росток», здесь будет вполне применимо слово «уникальный». Ведь то, что придумывает и воплощает в жизнь выдающийся скрипач Вадим Репин, идейный вдохновитель и организатор фестиваля, — ни с чем не сравнимое для города событие. На это мероприятие к нам приезжают международные и отечественные музыкальные величины, которые почти точно не посетили бы Новосибирск без такого повода.

Во время съемок репетиций или подготовки к концертам Транссибирского арт-фестиваля я наблюдаю, как рождается музыка и даже создаются настоящие произведения искусства

Я считаю, что это большое счастье — прикоснуться к фестивалю так близко, как это делаю я. Во время съемок репетиций или подготовки к концертам и мастер-классам я наблюдаю, как рождается музыка и даже создаются настоящие произведения искусства. И это дает мне намного более глубокое понимание той же музыки, чем если бы я слушал ее как зритель в зале. Ведь, как я уже сказал, я вижу всю «кухню» изнутри. 

Разумеется, мне интересно кино и, соответственно, те места, где его можно посмотреть на большом экране у нас в городе. Ситуация с этим менялась буквально у меня на глазах. Как я сказал в начале, Новосибирск далеко не во всем оправдал мои представления о нем как о крупном городе со столичным шиком. В числе первых моих разочарований были местные кинотеатры. В той же «Авроре», которая расположена в пешей доступности от вуза, где я учился, не было возможности смотреть новые, а тем более нестандартные фильмы. 

В общем, в студенческие годы кино я даже чаще смотрел в Красноярске, когда ездил к родителям в свободное время. Там уже 10-15 лет назад существовали продвинутые кинотеатры с прогрессивными технологиями. Но все изменилось, когда в Новосибирске открылась обновленная после реконструкции «Победа». С тех пор уже я стал рассказывать родителям и родственникам, какие фестивали и редкие фильмы показывают у нас в городе. Поэтому «Победу» я ценю и хожу в кино только туда. 

Из заведений общепита, которые мне нравятся, я бы назвал рестораны с моей любимой грузинской кухней — «Аджикинежаль» и «Рэсторани». Еще я люблю перекусить в таких местах, как кулинарная лавка «Из другого теста», кофейни Primetime Family (в последнем есть большая игровая комната, и туда удобно ходить всей семьей с ребенком) и «Утровечера».

Если говорить о городе в целом, то я бы сравнил его с трамплином. Он дает шансы раскрыться, а затем уже каждый решает для себя сам: продолжать развитие здесь, или реализовывать свой потенциал в другом, более приспособленном для этого месте.

Кстати, в последние годы из Новосибирска массово уезжают не только специалисты в видеопроизводстве, но и переезжают целые компании. Из-за этого рынок видеопродакшена в нашем городе сузился буквально на глазах. Я отлично понимаю тех, кто уезжает: в столице на порядок больше возможностей в видеопроизводстве и тем более в кино, которого в Новосибирске нет в принципе. И, конечно, там просто комфортнее жить.

Но есть и обратная сторона проблемы. Лично я считаю, что здесь все-таки пока остаются достаточно сильные традиции корпоративного видеопродакшена. Не могу с точностью утверждать, но мне кажется, что современное корпоративное кино в том виде, в котором его все знают в стране, пошло именно из Новосибирска. Я уже давно стал его частью и хотел бы продолжать ею оставаться. Мне интересно не просто развиваться, а расти вместе с тем местом, где я нахожусь. 

Помимо уезжающих из города людей, есть и те, кто остается здесь, исповедуя схожее с моим мировоззрение. Например, в среде рестораторов это Слава Яковлев и Влад Мусиенко. Или фотограф Никита Хнюнин, который продолжает развивать свою сферу и не собирается уезжать. Мне кажется, все они имеют возможность жить в любом городе страны и мира, но остаются здесь и по-своему улучшают город. Они не говорят, как здесь плохо, а просто делают все, что могут, чтобы тут становилось лучше. Такие люди у меня вызывают уважение и восхищение.

Режимный свет: город через объектив камеры

По своей профессии я делаю одну вещь, которую потом многие называют магией. Практически в любой задаче мне нужно из некрасивого или просто не примечательного вида сделать благовидную картинку. Например, я приезжаю на завод с промасленными стенами и обшарпанным полом, и для корпоративного фильма мне нужно сделать такие кадры, чтобы нивелировать эти его особенности или отвлечь от них внимание и сделать акцент на том, что в нем является ценным и прекрасным.

Новосибирск как ширма не подошел бы для кино в депрессивном духе. За всеми его несовершенствами все-таки скрывается не дно, а какой-то сюрприз — симпатичный, неожиданный, но чаще забавный

Если посмотреть на весь Новосибирск через объектив камеры, которая, кстати, может сделать любой вид как лучше, так и хуже, то внешне он предстает для меня обезличенным. Это происходит ровно до того момента, пока в кадр не заходят люди. Тогда картинка оживает, и это метафорическое видео из репортажа превращается в жанровое художественное кино. То есть Новосибирск для меня — это его люди: умные, творческие, эрудированные. 

Возвращаясь к теме восприятия нашего города через объектив камеры, я задаюсь вопросом: если бы про Новосибирск снимали кино, на фильмы какого режиссера оно было бы похоже? Самый простой ответ, который дают многие — это картины в духе Юрия Быкова, нашего земляка Андрея Звягинцева или даже Алексея Балабанова. 

Но я считаю, что Новосибирск как ширма не подошел бы для кино в депрессивном духе. За всеми его несовершенствами все-таки скрывается не дно, а какой-то сюрприз — симпатичный, неожиданный, но чаще забавный. То есть для меня наш город по жанру — не драма или трагедия, а скорее трагифарс или комедийная мелодрама. 

В этой связи для меня не вполне понятны некоторые идеи и образы, которые воплощают местные или федеральные компании в своих рекламах. Из последнего — нашумевший ролик для строительной компании «Брусника». Придуман и воплощен он дельцами из Москвы и Екатеринбурга, но новосибирский менеджмент или заказчик, насколько я понял, все-таки в нем присутствовал. Я прекрасно понимаю, как устроена реклама, и что вся эта шумиха, которая была вокруг ролика, только на руку компании.

Но для меня не понятно, как можно так относиться к среде, в которой мы все живем. Я понял этот ролик однозначно: в нем предлагается полностью перечеркнуть наше прошлое и показать неприличный жест своим корням. В конце концов, на уровне сюжета там тоже есть несостыковки. Ведь там показана семья, которая жила в какой-то разрухе. Что-то мне подсказывает, что и в новом месте она устроит то же самое. Как в фильме «Елена» режиссера Андрея Звягинцева. Ведь, как известно, разруха начинается не со старых панелек, а с головы.

В общем, такое видение нашего городского пространства и такое отношение к нему, как в этом ролике, мне максимально не близко. Особенно это обидно в чисто профессиональном контексте: снято-то все очень качественно и красиво, Но смысл, который передается через один секундный жест, перечеркивает для меня и всю задумку, и весь непростой с точки зрения продакшена процесс. Мне настолько это не понравилось, что я никогда не хотел бы стать клиентом «Брусники». 

Титры: опыт в кино и планы на будущее

Учитывая что я из пригорода Красноярска, любовь к природе, тайге, сосновым лесам у меня в крови. В предместьях Новосибирска это найти сложно. Кстати, к отсутствию окружающей живописной картинки я очень долго привыкал, когда сюда переехал. 

Мы с женой давно мечтаем о своем доме как раз где-нибудь на Алтае. Но останавливает то, что в таком месте хотелось бы именно полноценно жить, а не приезжать туда пару раз в год

Поэтому я люблю ездить «за природой» на Алтай. По большому счету, это и есть мой главный вид отдыха. Потому что любым светским мероприятиям, ресторанам или тусовкам я предпочту уединение или проведение времени с семьей. 

Этого же мне бы хотелось в будущем. Мы с женой давно мечтаем о своем доме как раз где-нибудь на Алтае. Но останавливает то, что в таком месте хотелось бы именно полноценно жить, а не приезжать туда пару раз в год. А наши работы и другие жизненные факторы, например, привязанность ребенка к школе, не дают возможности осуществить эту задумку. 

Недавно я впервые поучаствовал в съемках полнометражного игрового кино. Примечательно, что его создатели не из Москвы или Питера, а из Красноярска. То есть это сугубо сибирская история, которая приобрела федеральный масштаб за счет приглашения известных российских актеров. Я очень рад такому опыту, и мне неописуемо понравилось работать на производстве уже не рекламного, а именно художественного продукта. Минус был один: я на месяц уехал от своей семьи. 

В дальнейшем я бы очень хотел хоть иногда участвовать в съемках игрового кино. Иногда, потому что я бы не смог подолгу не видеться с семьей, особенно с еще маленьким сыном. В целом я люблю масштабные, основательные проекты и фильмы. Мне нравится погружаться в какую-то тему и уходить в нее полностью. Хотелось бы загадать для себя это на будущее.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#город#личный опыт
городличный опыт
Сейчас обсуждают
Аноним
29 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru